Литературный критик Александр Ангерт: о том, как правильно читать “Улисс”, о зашифрованных посланиях и параллелизме.
Роман “Уилисс” авторства Джеймса Джойса назван энциклопедией модернизма. Литературовед и критик Александр Ангерт раскрывает загадки и тайные послания, которые оставил автор под предлогом обретения бессмертия. Запретный плод литературы даже в США, и тем более на родине автора (в Ирландии), стал культовым произведением Джеймса Джойса. В работе писателя бесчисленное количество символов и отсылок, над которыми ломают голову лучшие филологи и по сей день.
Суть модернизма заключается в разрушении старых правил и поисках новых форм. В ХХ веке писатели отбросили строгие правила просвещения, четкие границы предшествующего романтизма и реализма, направив свой взор на создание нового стиля. Контрастность нового литературного течения породила множество нестандартных и на первый взгляд непонятных произведений. Александр Ангерт считает, что именно это способствовало обретению новой формы старых произведений.
Александр Ангерт говорит:
“Ранее автор был богом в собственном мире. Однако в модернизме бог умер, как писал Ницше. Он покинул нас. Также и автор оставил бразды правления историей. Мнение творца текста перестало быть единственно верным. В произведениях модернизма читатель прежде всего видит относительность реальности. Она меняется не из-за событий, а из-за точки зрения”.
Линейное повествование, характерное для предыдущих литературных течений, стало раздробленным. Сюжет показывался в эпизодах, появились пропущенные сцены, присутствует вариативность взглядов на них. Александр Ангерт также ставит акцент на частом переосмыслении или использовании старых сюжетов.
Четкую параллель между двумя произведениями сложно не заметить. Само слово “Улисс” это прочтения слово “Одиссей” в латинской форме, то есть Ulysses. Изначально Джеймс Джойс задумывал назвать каждую главу книги в соответствии с произведением Гомера. Персонажи также имеют своих прототипов: Блум и Стивен являются странниками и олицетворяют мужчин, Молли олицетворяет Пенелопу, как всех женщин мира, Дублин же соответствует Итаке. Александр Ангерт также отмечает, что двадцать лет путешествий гомеровских героев сфокусированы в одном летнем дне, как олицетворении всех времен.
Композиция сюжета романа линейна. Александр Ангерт отмечает схожесть, как у Гомера, так и у Джойса. Само повествование состоит из следующих частей: пролог, странствие с приключениями и возвращение. Помимо основного сюжета, схожесть проступает и в делении на автономные сцены в романе, подобно песням в поэме.
Джеймс Джойс использовал узнаваемые образы героев как прототипы и переиначил их. Ведь часто в тексте герои персонажи Джойса становились антиподами своих прототипов. Александр Ангерт говорит:
“Модернизм все ломает, все рушит, он берет старый сюжет и выворачивает его наизнанку. Вот и гадай: это та же история или совсем другая. Ведь в “Улиссе” присутствуют целых три плана”.
Первым “сюжетным” планом считается реальность героев, место и время их действия. Вторым планом считается реалии начала ХХ века в Ирландии. На втором плане изображен быт и особенности времени, в котором жил автор. Третий план принадлежит Гомеру. Александр Ангерт акцентирует внимание на том, что “Улисс” по композиционной схеме крайне похож на “Одиссею”. Каждый эпизод параллельно воспроизводит такой же из гомеровского произведения, с участием тех же персонажей. Четвертый “тематический” план является символическим подтекстом.
Течение модернизм с поиском новой формы мастерски использовано Дж. Джойсом для создания зашифрованных символов в сюжете, как отмечает Александр Ангерт. Автор романа никогда не давал ответы на вопросы о загадках в книге, однако любил давать подсказки. Одной из таких была схема параллелей в романе: глава - сцена - время - орган - цвет - символ - искусство - техника.
Каждая глава в романе написана разными стилями. В классической литературе автор придерживается одного стиля на протяжении всего повествования. Джеймс Джойс использует разные стили для передачи многообразности точек зрения. Александр Ангерт говорит:
“Движение сюжета соответствует перемещению героев по городу, в одной главе содержание излагается Джойсом через поток сознания, другая прямо, третья пародийно. Модернизм - это витраж, соединяющий в себе разные стили”.
Поток сознания как метод используется в романах модернизма из-за изменившегося отношению ко времени. По словам Александра Ангерта, ХХ век здесь рассматривается как внутренний поток. В “Улисс” изображен всего один летний день, однако время ощущается как мозаика, которую собирают герои. По мнению Александра Ангерта, Джеймс Джойс нарушил каноны незыблемой константы пространства и времени. Тем самым автор увенчал модернизм квинтэссенцией его же идей.
Если вы увидели опечатку в тексте самой статьи, то выделите её и нажмите Ctrl+Enter.