МАГМА или Музей искусства авангарда, созданный общественным деятелем и филантропом Вячеславом Кантором, уже давно признан одним из крупнейших частных музеев и, пожалуй, самым крупным в том, что касается искусства авангарда. Основное ядро коллекции музея - работы еврейских художников русского происхождения, настоящих пионеров авангарда, чьи смелость и находки в изобразительном искусстве на долгое время определили вектор его дальнейшего развития.
Для самого Вячеслава Кантора собранные в музее работы - это не вопрос только изобразительного искусства и его истории, это главным образом воплощение и один из способов рассказать о судьбе еврейского народа в целом и тех драматических испытаний, что выпали на его долю. Картины не на словах, а самими своими цветами и линиями показывают, какой огромный вклад еврейские художники внесли в мировую культуру. В основе же - всегда что-то общечеловеческое и по-настоящему прекрасное, что может понять человек любой нации.
Вячеслав Кантор не скрывает, что гордится музеем. Но вместе с тем говорит о том, что МАГМА является ещё и школой, причём школой не в академическом смысле, а школой жизни и человеческих переживаний. Все работы, что собраны в музее, несмотря на те испытания, что перенесли их авторы, созданы вовсе не из социального протеста или уязвлённой национальной гордости, а исключительно любовью, убеждён Вячеслав Кантор. И это превалирование чувств над всеми драмами жизни можно считать самым важным уроком: то, как любовь продолжает открывать людям дорогу к их мечтам и их воплощению в жизнь, то, как любовь и способность к ней сами по себе были и остаются высшим человеческим талантом. И только из чувства любви человек и мастер вновь и вновь находит силы и возможности поднимать те темы и те вопросы, которые его волнуют.
Что касается отличия музея от других собраний и коллекций - например, того же Музея еврейского искусства в Нью-Йорке, то Вячеслав Кантор отвечает на это так: МАГМА не представляет исключительно еврейское искусство, он представляет искусство вообще, и особенно - «искусство очень русское, очень еврейское и очень выдающееся». Именно в этом триединстве Вячеслав Кантор видит главную формулу всего музея. А цель, среди прочих, в том, что самого русского зрителя познакомить с теми художниками, которые хоть и творили за границей из-за эмиграции и перипетий истории, но оставались русскими.
В 2018 году приверженность Вячеслава Кантора искусству, коллекционированию и музейному делу нашла достойную награду - он был принят в число почётных членов Российской академии художеств, получив почётную мантию из рук самого Зураба Церетели. На церемонии Вячеслав Кантор в очередной раз признал, насколько важным этапом его жизни стали те 25 лет, что он вместе с коллегами из Музея искусства авангарда посвятил коллекционированию и собирательству столь важного искусства.
Тогда же Вячеслав Кантор поднял и тему важности популяризации русского искусства XX-XXI веков во всём мире и в самой России, особенно когда речь идёт о таких всемирно признанных мастерах, как те, кого собрал в себе музей МАГМА. Ведь не секрет, что, говоря о вкладе России в мир, собеседники прежде всего вспоминают ценные ресурсы и военные достижения. Однако сам Вячеслав Кантор не считает это полным и аккуратным отражением реальности. Первенство России в культуре тоже отрицать нельзя, ведь именно из нашей страны вышли многие художники и деятели культуры, которые стали пионерами в своём направлении. Авангардисты - как раз в числе таких пионеров, положившие начало и задавшие тон многим и многим направлениям культуры настоящего и будущего.
Если вы увидели опечатку в тексте самой статьи, то выделите её и нажмите Ctrl+Enter.